Бизнес-план (англ. business plan) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Методика разработки бизнес-плана UNIDO
Организация по промышленному развитию при ООН ЮНИДО (UNIDO) разработала в 1978 году «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований».
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна иметь следующие параметры:
Резюме
Идея (сущность) предлагаемого проекта
Общие исходные данные и условия.
Описание образца нового товара.
Оценка опыта предпринимательской деятельности.
Оценка рынка сбыта.
Описание потребителей нового товара.
Оценка конкурентов.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
План маркетинга
Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Финансовое обеспечение плана маркетинга.
План производства
Изготовитель нового товара.
Наличие и требуемые мощности производства.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей.
Сведения о партнёрах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы фирмы.
Сведения о членах руководящего состава.
Финансовый план
План доходов и расходов.
План денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.
Приложение
Бизнес-плана разрабатывается в четыре этапа:
I. на основе стратегического направления развития формулируется миссия компании/продукта;
II. на основе финансовых и нефинансовых целей уточняются конкретные показатели компании/проекта, которые планируются достичь;
III. выбираются цели, которые должны быть достигнуты за счет реализации стратегий развития; IV. компания оценивается через призму конкретных продуктов и рынков.
Методика разработки бизнес-плана ЕБРР
Метод Европейского банка реконструкции и развития был разработан упрощённый вариант для своих партнёров:
Титульный лист
Меморандум о конфиденциальности
Резюме
Предприятие
История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
Текущая деятельность
Финансовое состояние
Кредиты
Проект
Общая информация о проекте
Инвестиционный план проекта
Анализ рынка, конкурентоспособность
Описание производственного процесса
Финансовый план
Экологическая оценка
Финансирование
Графики получения и погашения кредитных средств
Залог и поручительство
Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств
SWOT-анализ
Риски и мероприятия по их снижению
Приложения